Первая помощь при растяжении связок вывихах суставов

Статья на тему: "Первая помощь при растяжении связок вывихах суставов" с комментариями профессионалов. На этой странице мы постарались в полной мере раскрыть тему и ждем ваши отзывы.

Содержание

  • Растяжение- это повреждение связок, соединяющих кости в суставе.

    Особенно часто растяжение связок происходит при подвертывании стопы. Появляется сильная боль и припухлость в области голеностопного сустава, может развиться отек.

    Первая помощь:1.туго забинтовать сустав так, чтобы ступня была перпендикулярна голени; 2.наложить холод; 3.в травмпункт (врач ставит окончательный диагноз и назначает лечение).

    Вывих — это смещение костей в суставе. —головкаодной кости выходитиз суставной впа­дины другой..

    При вывихе происходит: растяжение связок, а в некоторых случаях разрыв суставной сумки, изменяется форма сустава, конечность теряет подвижность, сопровождается сильной болью.

    Первая помощь:1.наложить шину(рис.26,1); 2.для снятия боли на место вывиха наложить холод; 3.в травмпункт (вправление костей при вы­вихе может проводить только врач-хирург).

    Переломы костей- при сильных ударах кости нередко ломаются. Переломы бываютот­крытыеизакрытые.

    При любом переломе важно обеспечить неподвижность сломанных костей.

    При открытых переломах повреждаются не только кости, но также мышцы и кожа. Это очень опасно, в рану могут проникнуть болез­нетворные микробы.

    Переломы сопровождаются сильной болью, которая усиливается при попытках движения.

    Первая помощь:!обеспечить покой поврежденному участку тела →накладывают шину(ее можно изготовить из подручных средств: палки, доски, картона и др.). Вначале поврежденную ко­нечность обертывают мягкой тканью, затем накладывают шину и прибин­товывают ее к конечности.

    Для обес­печения неподвижности костей ши­на должна захватывать суставы выше и ниже перелома.

    Ногу прибинтовы­вают к здоровой ноге или валику из одеяла,

    а сломанную руку — к тулови­щу, например с помощью косынки или полы пиджака.

    При повреждении Позвоноч­никаособенно опасно ущемление нервов разрушенными позвонками, транспортировать больного нужно на машине скорой помощи. Если нет такой возможности, больного кладутлицом внизнатвердый щит(лист фанеры, доску) и доставляют в больницу только в ле­жачем положении. Сажать или пере­носить пострадавшего с подозрени­ем на перелом позвоночника нельзя, потому что кости могут сместиться и защемить нервы или повредить спинной мозг, а это грозит полной инвалидностью. Транспортировать пострадавшего в горизонтальном положении, не нарушая позы, в которой он находится.

    При переломе костей Черепапострадавшегоукладывают, немного приподняв голову, и создаютмаксимальный покой.Голову фиксируют валиком из одеяла и т.п., уложенном вокруг головы. Если есть рана, ее обрабатывают и накладываютстерильную повязку. На голову поверх повязки кладут пузырь со льдом.

    При повреждении Ребершину не накладывают. Нужно, чтобы пострадавший сделал глубокий выдох, и в этом положении туго забинтовать грудную клетку.

    на грудную клетку накладывают широкую повязку; если нарушена герметичность, повязка должна быть из воздухонепроницаемого материала, чтобы воздух не мог попасть в грудную полость иначе дышать этим легким пострадавший не сможет.

    Повязку накладывают после глубокого выдохабольного.

    При открытых переломах сначала нужно остановить кро­вотечение, обработать рану, наложить стерильную повязку. Затем необходимо обеспечить неподвиж­ность поврежденного участка тела.

    Важно помнить, что во всех случаях при переломах конечностей или даже при подозрениях на перелом необходимо нало­жить на поврежденную конечность шину и доставить больного в больницу. Наложение шины — временная мера. Для надежной фиксации концов сломанных кос­тей применяют гипсовые повязки. Впервые их предло­жил замечательный отечественный анатом и хирург Николай Иванович Пирогов.Он же ввел эфирный нар­коз для обезболивания пациентов во время операций.

    При Открытых Травмахсначала 1.останавливают кровотечение и

    2.обеззараживают рану,

    3.затем накладывают повязку и лишь после этого бегают к

    4.холоду, а при поражении конечностей — к наложению шины

    Первая помощь при растяжении связок вывихах суставов 33

    Первая помощь при травмах конечностей:

    — наложение шины;

    — фиксация руки с помощью косынки;

    3 — фиксация руки полою пиджака

    Вывихи и растяжения

    Вывих – стойкое смещение суставных концов костей, вызывающее нарушение функции сустава. В большинстве случаев вывих является тяжелой травмой, которая иногда угрожает жизни пострадавшего. Травматический вывих возникает обычно от чрезмерного или несвойственного данному суставу движения, реже от удара или давления на него, и часто сопровождается повреждением связочного аппарата и сустава(исключение составляют вывихи нижней челюсти). Травматический вывих(особенно в локтевом суставе) также может сопровождаться сдавливанием и даже разрывом кровеносных сосудов и нервов. Основные признаки травматического вывиха: резкая боль, изменение формы сустава, невозможность движений в нем или их ограничение. При попытке произвести движение боли в суставе резко усиливаются. В отличие от ушиба, при котором боли и нарушение функции нарастают постепенно, при вывихе движения в суставе нарушаются сразу. Чаще всего бывают вывихи плечевого и локтевого суставов, большого пальца и тазобедренного сустава. Лечат травматические вывихи установкой суставных концов костей в правильное положение с последующим созданием  неподвижности поврежденного сустава на срок, необходимый для заживления поврежденных связок и сумки сустава. Вправление свежих вывихов производят в основном бескровно – ручными приемами, но для выполнения их нужны специальные знания и навыки. Неумелые руки могут лишь увеличить тяжесть повреждения.

    При оказании первой помощи нужно закрепить пострадавшему поверхность так, чтобы не изменить положения вывихнутого сустава. Для этого наложить фиксирующую повязку типа косынка или же шину; можно прибинтовать руку к туловищу. К месту вывиха следует приложить грелку с холодной водой или льдом, либо смоченное в холодной воде полотенце.  Вывих доложен быть немедленно вправлен, поэтому пострадавшего нужно как можно быстрее доставить в лечебное заведение.

    Если вывих остается невправленным 2-3 недели и более, в мягких тканях сустава развиваются рубцовые изменения, препятствующие бескровному вправлению. Чтобы вправить такой «застарелый» вывих, придется прибегнуть к операции.

    Читайте так же:  Джамалдинов артроз суставов

    При глубокой зевоте или крике иногда случается вывих нижней челюсти. Он может быть одно- и двусторонним. При широко открытом рте даже слабый удар в подбородок может вызвать вывих нижней челюсти. Симптомы двустороннего вывиха нижней челюсти: рот широко открыт, челюсть выдвинута, речь и глотание затруднены.

    При одностороннем вывихе рот полуоткрыт и как бы перекошен. Первая помощь состоит в прикрытии рта повязкой или платком для предотвращения попадания мельчайших инородных тел (мошки, пыль и т.п.) в верхние дыхательные пути; челюсть поддерживать повязкой и прикладывать холодные компрессы. Больного срочно направить к врачу.

    Вывих в ступне часто путают с растяжение связок сустава. Разница между ними определяется в том, что при растяжении можно ходить, хотя и с трудом, двигать ступней или пальцами. При вывихе это невозможно.

    Растяжение – это повреждение связок сустава, связанное с их перерастяжением. В большинстве случаев при растяжении возникают разрывы отдельных волокон связок; в наиболее тяжелых случаях растяжение сочетается с полным разрывом связок, а иногда и ее отрывом от кости в месте прикрепления связки.

    Чаще всего встречается растяжение связок голеностопного сустава; оно происходит главным образом при подвертывании стопы на неровностях почвы или при падении на бок, если стопа фиксирована и не может повернуться вслед за голенью(например у лыжников). При растяжении тотчас возникает резкая боль в голеностопном суставе. Позже(обычно на другой день) появляются припухлость и кровоподтеки в области сустава, усиливаются боли, больной хромает либо не в состоянии ходить. При разрыве связки он сразу не может наступить на ногу, сустав распухает, появляются обширные кровоподтеки.

    Первая помощь – тугое бинтование голеностопного сустава. Если его сразу не зафиксировать, то в дальнейшем даже легкое растяжение может вызвать слабость связок, что приводит к частому подвертыванию стопы и повторным растяжениям.

    Для предупреждения повторного растяжения, что легко случается, если не довести лечение до конца, надо, по крайней мере, еще неделю, делать массаж ноги у щиколотки по 15 минут в день, после чего ногу перебинтовать и затем понемногу ходить. Кроме того, на ночь делать согревающий компресс из водки или воды пополам со спиртом.

    Связки коленного сустава подвергаются растяжению при различных насильственных движениях в коленном суставе, например, при сгибании его вбок. Признаки – резкая боль в колене, усиливающаяся при движениях и первоначально не сопровождающаяся нарушением формы сустава.

    Первая помощь состоит в тугом бинтовании колена и наложении шины из подручных средств. В других суставах растяжение возникает реже.

    При правильном лечении растяжение проходит бесследно.

    Несколько полезных советов от бабушки Ребекки:

    До оказания медицинской помощи положить на вывих тесто, сделанное из муки и уксуса, и забинтовать. Это быстро уменьшит боль.

    Всякое растяжение сухожилий можно лечить при помощи горячих молочных компрессов, менять компрессы по мере их остывания.

    Мелко нарежьте репчатый лук, смешайте с сахарным песком и хорошо разотрите в ступке. При растяжении  наложите на больное место марлю, поверх которой намазать слой приготовленной смеси.

    При растяжении суставов рекомендуется горячая ванна с эвкалиптом и спорышом, ромашкой или шалфеем.

    Хорошо помогает при лечении переломов костей, вывихов и растяжений связок сухой экстракт барбариса. Для его приготовления весной или осенью соберите кору или молодые ветви барбариса, измельчите. Приготовьте эмалированную емкость  и полученную смесь залейте водой так, чтобы сырье покрылось полностью. Кипятите 40-50 минут. Затем отвар вылейте в чистую посуду и отстаивайте. Полученный отвар кипятите на медленном огне до получения густой и сухой массы. При лечении нужно 2-3 раза в день принимать густой или сухой экстракт барбариса  в виде горошины или пшеничного зерна.

    Приготовьте отвар ветвей, корней, коры барбариса в следующей пропорции:½ чайной ложки сухого измельченного сырья на 1 стакан молока, кипятить 30 минут, процедить. Принимать по 1 чайной ложке 3 раза в день при вывихах, растяжениях.

    Лавандовое масло. Применять в качестве успокаивающего и болеутоляющего средства при вывихах, ушибах.

    Полынь горькая. Свежие истолченные листья полыни горькой незаменимое болеутоляющее средство при вывихах, очень эффективны при сильных ушибах, растяжениях сухожилий. Применять в виде компресса.

    Девясил высокий. Приготовьте отвар: 3 столовые ложки мелко измельченного корня залить небольшим количеством кипятка, настаивать 20 минут. Наложить как повязку при разрыве мышц, а также на больные суставы.

    Пижма обыкновенная. Возьмите 3 столовые ложки сухого измельченного сырья, залейте 1 стаканом кипятка, настаивать 1 час, процедить. Использовать для компресса при вывихе, ушибе, ломоте в суставах.

    Репешок обыкновенный. Возьмите 3 столовые ложки сухого измельченного сырья на 2 стакана горячей воды, кипятите 20 минут, процедите, доведите объем до исходного. Использовать в виде компрессов при вывихах, отечности, для ножных ванн при усталости ног.

    Будьте здоровы и не болейте.

    Судья:
    — Вы утверждаете, что Ваш муж, который еле стоит на костылях, Вас избил?
    — Видите ли, до того, как он начал меня избивать, он еще не стоял на костылях.

    Ушибы, растяжения и вывихи считаются самыми распространенными видами травм в результате неудачного падения или получения удара тяжелым предметом. От того, насколько лечение будет эффективным, в первую очередь зависит, правильно ли была оказана первая помощь пострадавшему.

    Поэтому важно знать, как помочь человеку в случае травмирования, чтобы не допустить последствий и осложнений.

    Ушибы и их признаки

    При ушибах любой степени у человека повреждаются мягкие ткани и разрываются кровеносные сосуды, однако структура их остается цельной. Особенно могут пострадать ткани, расположенные близко к костям и суставам. Из-за этого может начаться кровоизлияние в полость поврежденных суставов или тканей.

    Через некоторое время после получения травмы человек начинает ощущать боль. Несмотря на то, что кожные покровы не нарушаются, мягкие ткани пропитываются кровью, поэтому при ушибах у пострадавшего образуются кровоподтеки. В результате излияния и скапливания в нарушенных тканях образуется гематома.

    При ушибах наблюдаются следующие симптомы:

    1. Пострадавший испытывает сильную боль, особенно во время надавливания на поврежденную область тела.
    2. В месте травмы образуется припухлость.
    3. В ткани может изливаться кровь из пораженных кровеносных сосудов.
    4. Человек не может двигать поврежденной конечностью из-за сильных болевых ощущений.

    Если кровоизлияние продолжается, боль при ушибах усиливается, поэтому пострадавшему необходима первая помощь, чтобы остановить кровотечение и предотвратить образование гематомы.

    В месте травмы при осмотре не всегда можно видеть кровоизлияние, если сосуды повредились глубоко в тканях. В этом случае первые часы кожный покров будет иметь обычную окраску.

    Однако в месте ушиба обычно образуется припухлость, которую можно обнаружить, если сравнить при осмотре симметричность конечностей или частей тела. Оттенок кожи на протяжении нескольких дней постепенно меняется. Сразу после травмирования кожный покров имеет красный цвет, после багровый, синеватый, зеленоватый и желтоватый.

    Серьезнейшей травмой считается сдавливание, из-за которого нарушаются мышцы, подкожная жировая клетчатка, сосуды и нервы.

    Подобные нарушения возникают, если в момент обвала или землетрясения на человека падает стена, тяжелая балка или иные предметы, имеющие большую тяжесть.

    Пострадавший в этот момент может испытывать шок, после чего происходит отравление организма продуктами распада нарушенных мягких тканей.

    Первая помощь при ушибах

    Первая помощь заключается в максимальном устранении болевых ощущений и остановке кровоизлияния во внутренние ткани.

    • Чтобы уменьшить излияние крови при ушибе, нужно приложить к укрытому участку тела холод. Для этого используется медицинский лед, холодные примочки, грелка с холодной водой, бутылка со снегом. Холод держится на месте травмы не менее двадцати минут. Через час процедуру рекомендуется повторить, чтобы уменьшить припухлость.
    • Прикладывание холода делается на протяжении трех дней. Однако такая первая помощь не подойдет, если ушибленное место раньше обмораживалось. Также нельзя прикладывать лед людям с сердечно-сосудистыми заболеваниями.
    • При ссадинах и небольших ранах первая помощь начинается с обработки поврежденных тканей при помощи перекиси водорода, йода или зеленки. Важно не трогать место ушиба, а дезинфицировать только ссадины.
    • На место ушиба накладывается стерильная давящая повязка, на которую после накладывается холод.
    • В том числе первая помощь заключается в том, чтобы обеспечить максимальный покой поврежденной части тела. Для этого руку можно подвесить на тканевую косынку. Если повреждена нога, ее следует поднять вверх, чтобы уменьшить кровоток, и обездвижить, положив на подушку.
    • Теплую грелку можно прикладывать к месту ушиба только через три дня.
    • Чтобы снять отек и ускорить процесс восстановления поврежденных тканей, рекомендуется использовать специальные мази, в которых содержится гепарин.
    Читайте так же:  Синовит лучезапястного сустава лечение народными средствами

    Если ушиб легкий, оперативное вмешательство не требуется. При сдавливании первым делом необходимо освободить человека из-под обрушившихся на него тяжелых предметов.

    Чтобы предотвратить поступление ядовитых продуктов распада в организм из нарушенных тканей, необходимо наложить жгут как можно ближе к основанию конечности.

    Для остановки кровотечения нужно обложить конечности льдом, бутылками с холодной водой или смоченной в холодной воде тканью.[1]

    На поврежденную в результате сдавливания конечность накладывается шина. Чтобы не допустить наступление шока, человека тепло укрывают, дают выпить водки, горячего чая, кофе или вина.

    Симптомы при растяжении связок

    Обычно растяжения связок могут возникать при резких и слишком сильных движениях суставов. В этом случае повреждаются сухожилия, мышцы и нервы. Очень часто подобное явление можно встретить у спортсменов, особенно у волейболистов и гимнастов, которые перепрыгивают через гимнастического коня. При этом повреждаются суставы пальцев рук и необходима первая помощь при растяжении связок.

    Также растяжениям связок подвержены голеностопы из-за неосторожной ходьбы, неудачных прыжков или быстрого бега. При падении во время катания на роликовых коньках часто происходит растяжение связок запястья.

    Иногда разрыв связок может быть не только частичный, но и полный, который сопровождается кровоизлиянием из поврежденных кровеносных сосудов во внутренние ткани.

    При растяжении у пострадавшего наблюдаются следующие симптомы:

    1. В месте поврежденного сустава образуется припухлость разной степени.
    2. Пострадавший ощущает сильную боль.
    3. Особенностью является тот факт, что при растяжении пациент может двигаться, несмотря на боль и ограничения в движении, в отличие от ушибов и вывихов.
    4. Через три дня можно обнаружить подкожные кровоподтеки, которые образуются из-за излияния крови во внутренние ткани.

    Первая помощь при растяжениях связок

    Аналогично ушибу, при растяжении связок первая помощь заключается в максимальном обездвиживании поврежденной конечности.

    • Первым делом необходимо сделать тугую повязку на травмированную ногу или руку при помощи эластичного бинта.
    • Однако при бинтовании важно сохранить кровообращение, чтобы кровь могла поступать к поврежденным тканям. Поэтому, накладывая тугую повязку, нужно оставить незабинтованными концы пальцев, чтобы ориентироваться по цвету, насколько туго забинтована конечность.
    • Если пальцы бледнеют и немеют, нужно снять эластичный бинт и подождать, пока симптомы перетягивания пройдут. После этого конечность снова бинтуется более слабо. На ночь повязку нужно обязательно снимать.
    • После того, как первая помощь будет оказана, нужно обратиться к врачу, который проведет осмотр и назначит прохождение рентгенологического исследования, чтобы исключить возможность разрыва связок или перелома костей.

    Если врач диагностирует разрыв связок, поврежденной конечности требуется особенный покой.

    [2]

    Для этого пострадавшему накладывается гипсовая повязка, чтобы разорванные связки находились в неподвижном состоянии и могли быстрее срастись. Дополнительно проводится лечение при помощи артроскопии.

    Вывихи и их особенности

    При вывихах смещаются суставные концы кости, также нередко они сопровождаются разрывом суставной капсулы. Наиболее часто подобные травмы происходят в локтевых, плечевых и тазобедренных суставах. Не будем забывать о таком варианте, как врожденный вывих тазобедренного сустава. Также травмироваться может нижняя челюсть и большие пальцы рук.

    О вывихах во время травмы говорят следующие признаки:

    Пострадавший полностью не может двигать поврежденным суставом и испытывает сильную боль не только при попытке движения конечностью, но и в состоянии полного покоя.

    В области нарушенного сустава из-за кровоизлияния образуется заметная припухлость и конечность приобретает неестественную форму.

    Через три дня под кожными тканями становятся заметны кровоподтеки из-за повреждения кровеносных сосудов.

    При вывихнутой нижней челюсти человек не может закрыть рот.

    Если суставные поверхности костей не могут соприкасаться друг с другом, диагностируется полный вывих. В случае, когда суставные поверхности частично соприкасаются, различают неполный вывих или подвывих.

    Первая помощь при вывихах

    Ни в коем случае нельзя пытаться самостоятельно вправлять вывих, так как неудачная попытка может привести к нежелательным и серьезным последствиям. Пострадавшему необходимо как можно скорее оказать первую помощь и вызвать врача.

    • Поврежденная конечность фиксируется при помощи шины. Если вывих произошел в нижней конечности, ее можно прибинтовать к здоровой ноге. В случае нарушения верхней конечности рука прибинтовывается к туловищу.
    • При вывихнутой челюсти пациенту надевается специальная повязка, которая придерживает челюсть. Чтобы в рот не попадали холодный воздух или внешние предметы, нужно его аккуратно прикрыть.
    • К поврежденному суставу нужно приложить холод, чтобы уменьшить отечность и остановить кровотечение.
    • Чтобы не возникли осложнения из-за обильного кровоизлияния, необходимо сразу же обратиться за помощью к врачу.

    До того, как приедет врач, нужно максимально обездвижить травмированную конечность в том положении, в котором она была после повреждения. Если вывих произошел в лучезапястном суставе, необходимо вложить в кисть валик, наложить одинарную шину и подвесить на перевязанный бинт согнутую в локте руку.

    В случае вывиха плечевого сустава рука подвешивается на косынку или прибинтовывается прямо к туловищу.

    Когда вывихнут голеностопный сустав, накладывают восьмиобразную или крестообразную повязку. При вывихе коленных суставов поврежденная конечность фиксируется при помощи черепашьей повязки.

    Читайте так же:  Надрыв связок плечевого сустава лечение

    Педагогическая цель

    Создать условия для ознакомления с основными приемами оказания первой помощи при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей

    Тип, вид урока

    Комплексное применение знаний, умений, навыков

    Планируемые предметные результаты

    Обучающийся будет знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ; научится использовать приобретенные знания и умения для соблюдения мер профилактики травматизма, нарушений осанки, оказания первой помощи при травмах; пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы по результатам работы; объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни

    Личностные

    результаты

    Будут сформированы: любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; интеллектуальные и творческие способности; навыки обучения

    Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)

    Регулятивные — научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

    Познавательные — научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.

    Коммуникативные — научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии

    Формы и методы обучения

    Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

    Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

    Понятия и термины

    Тугая повязка, шина, холодный компресс

    Оборудование

    Бинт, шина, таблицы с иллюстрациями травм

    Этап урока, цель

    Методический прием

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Текущий

    контроль

    осуществляемые

    действия

    формируемые

    умения

    I. Актуализация опорных знаний.

    Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала

    Фронтальная беседа, фронтальный контроль знаний

    Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет индивидуальный контроль:

    — Назовите основные функции скелета. (Защита внутренних органов, опора организма, обмен веществ, движение.)

    — Из каких отделов состоит скелет туловища? (Из позвоночника и грудной клетки, образованной грудиной и ребрами.)

    — Какие парные кости составляют мозговой отдел черепа? (Височные, теменные.)

    — Благодаря каким особенностям строения позвоночника обеспечивается его упругость? (Тела позвонков полуподвижно соединены между собой через хрящевые межпозвоночные диски и удерживаются при помощи многочисленных связок. Благодаря такому соединению большая часть позвоночника является упругой и гибкой.)

    — Из скольких позвонков состоит позвоночник? (Из 33-34 позвонков.)

    — Какую роль играют позвоночные изгибы? (Обеспечивается надежная амортизация головного мозга при ходьбе, беге, прыжках.)

    — Из каких отделов состоит скелет человека? Какие функции выполняет скелет?

    — Опишите химический состав костей. (В своем составе кости имеют неорганические и органические вещества. На долю неорганических веществ приходится до 70 % сухой массы. Органические вещества отвечают за эластичность и упругость кости, а неорганические — за твердость. В костях находится основной запас минеральных солей: соединений кальция, фосфора.)

    — Благодаря чему кости могут срастаться и расти?

    — Какие соединения костей вы знаете? Приведите примеры.

    — Какую функцию выполняет грудная клетка?

    — Какое строение имеют позвонки?

    — Что из себя представляет надкостница?

    — Что такое эпифизы?

    — Из каких костей состоит пояс верхних конечностей? (Из лопатки и ключицы.)

    — Назовите кости свободной нижней конечности. (Бедренная кость, большая и малая берцовые, кости стопы.)

    — Что собой представляет таз? Какую функцию он выполняет? (Тазовый пояс образуется за счет срастания двух подвздошных, двух седалищных и двух лобковых костей. Он служит для соединения скелета ноги с позвоночником.)

    Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников

    Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой

    Устные ответы на вопросы учителя, самостоятельная работа

    II. Мотивация к изучению нового материала.

    Формулирование темы и целей урока.

    Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности

    Вводная беседа.

    Работа в рабочей тетради

    Мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока:

    — В жизни бывают случаи, когда в походе, на даче или даже дома, оступившись или поскользнувшись, мы можем повредить ногу: растянуть связки, вывихнуть сустав. А самое страшное — сломать кость. В классе найдется хоть один ученик, который на протяжении месяца, а иногда и дольше носил гипс. Возможно, таких найдется даже больше. Для того чтобы при подобных обстоятельствах мы с вами могли оказать первую помощь — при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей, — нам необходимо этому научиться.

    Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока

    Слушают и понимают рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя

    Наблюдают, осуществляют анализ объекта, устанавливают причинно-следственные связи

    Устные ответы на вопросы учителя

    III. Усвоение новых знаний и способов действий.

    Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией

    Беседа «Первая помощь».

    Работа в рабочей тетради.

    Работа по учебнику.

    Работа с таблицей

    Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Обращает внимание на вопросы гигиены и здорового образа жизни (соблюдение правил техники безопасности и поведения). Рассказ учителя должен сопровождаться иллюстрациями вывихов, переломов, растяжений. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует обучающихся на исследование проблемной ситуации:

    — Из курса ОБЖ вам известно о том, какую доврачебную помощь оказывают при травмах. Давайте вспомним. У вас есть 1 минута для того, чтобы вспомнить, какие меры необходимо предпринять. (Если перелом открытый, в первую очередь необходимо остановить кровотечение. Далее надо уменьшить боль, наложив рядом с переломом холодный компресс, обеспечить неподвижность поврежденных органов и частей тела. Перед транспортировкой подготовить пострадавшего.)

    — При любых видах травм возникает боль. Поэтому только на основании появления боли нет возможности различить вид травмы. Как же установить вид травмы: вывих это, растяжение или перелом? (При переломе может деформироваться кость, вообще не можешь пошевелить конечностью; при вывихах и растяжениях чаще всего болит область сустава.)

    — Заполните таблицу:

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    КАК РАСПОЗНАТЬ ТРАВМУ

    Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия.

    Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель).

    Читайте так же:  Воспаление суставов методы лечения

    Заполняют таблицу.

    Тренируются накладывать шины, перебинтовывать поврежденную конечность

    Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию

    Устные ответы на вопросы учителя

    Перелом

    Вывих

    Растяжение

         

    — Используя текст учебника и ЭОР, заполните таблицу.

    Контролирует выполнение работы. Осуществляет выборочный контроль. Организует коллективную проверку выполнения упражнения (см. Ресурсный материал к уроку).

    — Назовите причины травматизма среди детей. (На улице: упал, когда катался на велосипеде. В школе: толкнули — упал; не соблюдал технику безопасности на уроках физической культуры.)

    — Среди видов детского травматизма на первом месте стоит бытовой травматизм, на втором — уличный, на третьем — школьный. Первая причина — пренебрежение правилами техники безопасности из-за стремления сэкономить свои силы и выиграть время. Перебегая дорогу в неположенном месте или на красный свет светофора для пешеходов, можно оступиться, упасть, может задеть или сбить машина. Вторая причина травматизма — повышенная двигательная активность. Это биологическая потребность детского организма в движении. Однако бег на переменах, возня, подножки приводят к различным травмам. Удары об угол батареи или подоконника во многих случаях заканчиваются ушибами головы, вывихами плечевого, локтевого суставов, переломами конечностей. Третья причина травм среди подростков связана с недостаточной внимательностью. Увлекшись игрой, учащийся может сбить с ног товарища, толкнуть преподавателя, споткнуться сам и поранить других. Нередко переломы или вывихи конечностей происходят во время уроков физкультуры. Играете ли вы в волейбол или баскетбол, необходимо соблюдать правила игры, не толкаться и не ставить подножки.

    Далее учитель организует работу обучающихся с иллюстрациями, на которых изображены виды травм и оказание ПМП. Показывает, как необходимо накладывать шину, как обеспечить неподвижность сломанной конечности. Указывает на необходимость наложения холодного компресса

    IV. Первичное закрепление изученного материала.

    Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

    Лабораторная работа «Измерение массы и роста своего организма»

    Учитель подготавливает таблицу соотношения роста и массы тела подростков, приводит статистические данные о средних показателях. Устанавливает осознанность восприятия, проводит первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о необходимости соблюдения правил техники безопасности на уроках физической культуры, о необходимости уметь применять правила первой помощи при вывихах, переломах

    Измеряют массу своего организма, свой рост

    Делают выводы на основе наблюдений

    Выполнение заданий

    V. Рефлексия учебной деятельности

    Фронтальная работа

    — Что нового вы узнали на уроке?

    — Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

    Отвечают на вопросы

    Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию

    Устные ответы

    VI. Подведение итогов.

    Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции

    Обобщающая беседа

    Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки

    Осуществляют самоанализ деятельности

    Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами

    Устные ответы

    Домашнее задание

    Прочитать записи по тетради

    Записывают задание

    Читают задание. Задают уточняющие вопросы

    Наблюдение

    Педагогическая цель

    Создать условия для ознакомления с основными приемами оказания первой помощи при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей

    Тип, вид урока

    Комплексное применение знаний, умений, навыков

    Планируемые предметные результаты

    Обучающийся будет знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ; научится использовать приобретенные знания и умения для соблюдения мер профилактики травматизма, нарушений осанки, оказания первой помощи при травмах; пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы по результатам работы; объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни

    Личностные

    результаты

    Будут сформированы: любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; интеллектуальные и творческие способности; навыки обучения

    Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)

    Регулятивные — научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

    Познавательные — научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.

    Коммуникативные — научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии

    Формы и методы обучения

    Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

    Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

    Понятия и термины

    Тугая повязка, шина, холодный компресс

    Оборудование

    Бинт, шина, таблицы с иллюстрациями травм

    Этап урока, цель

    Методический прием

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Текущий

    контроль

    осуществляемые

    действия

    формируемые

    умения

    I. Актуализация опорных знаний.

    Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала

    Фронтальная беседа, фронтальный контроль знаний

    Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет индивидуальный контроль:

    — Назовите основные функции скелета. (Защита внутренних органов, опора организма, обмен веществ, движение.)

    — Из каких отделов состоит скелет туловища? (Из позвоночника и грудной клетки, образованной грудиной и ребрами.)

    — Какие парные кости составляют мозговой отдел черепа? (Височные, теменные.)

    — Благодаря каким особенностям строения позвоночника обеспечивается его упругость? (Тела позвонков полуподвижно соединены между собой через хрящевые межпозвоночные диски и удерживаются при помощи многочисленных связок. Благодаря такому соединению большая часть позвоночника является упругой и гибкой.)

    — Из скольких позвонков состоит позвоночник? (Из 33-34 позвонков.)

    — Какую роль играют позвоночные изгибы? (Обеспечивается надежная амортизация головного мозга при ходьбе, беге, прыжках.)

    — Из каких отделов состоит скелет человека? Какие функции выполняет скелет?

    — Опишите химический состав костей. (В своем составе кости имеют неорганические и органические вещества. На долю неорганических веществ приходится до 70 % сухой массы. Органические вещества отвечают за эластичность и упругость кости, а неорганические — за твердость. В костях находится основной запас минеральных солей: соединений кальция, фосфора.)

    — Благодаря чему кости могут срастаться и расти?

    — Какие соединения костей вы знаете? Приведите примеры.

    — Какую функцию выполняет грудная клетка?

    — Какое строение имеют позвонки?

    — Что из себя представляет надкостница?

    — Что такое эпифизы?

    — Из каких костей состоит пояс верхних конечностей? (Из лопатки и ключицы.)

    — Назовите кости свободной нижней конечности. (Бедренная кость, большая и малая берцовые, кости стопы.)

    — Что собой представляет таз? Какую функцию он выполняет? (Тазовый пояс образуется за счет срастания двух подвздошных, двух седалищных и двух лобковых костей. Он служит для соединения скелета ноги с позвоночником.)

    Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников

    Читайте так же:  Народные средства от артроза суставов ног

    Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой

    Устные ответы на вопросы учителя, самостоятельная работа

    II. Мотивация к изучению нового материала.

    Формулирование темы и целей урока.

    Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности

    Вводная беседа.

    Работа в рабочей тетради

    Мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока:

    — В жизни бывают случаи, когда в походе, на даче или даже дома, оступившись или поскользнувшись, мы можем повредить ногу: растянуть связки, вывихнуть сустав. А самое страшное — сломать кость. В классе найдется хоть один ученик, который на протяжении месяца, а иногда и дольше носил гипс. Возможно, таких найдется даже больше. Для того чтобы при подобных обстоятельствах мы с вами могли оказать первую помощь — при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей, — нам необходимо этому научиться.

    Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока

    Слушают и понимают рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя

    Наблюдают, осуществляют анализ объекта, устанавливают причинно-следственные связи

    Устные ответы на вопросы учителя

    III. Усвоение новых знаний и способов действий.

    Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией

    Беседа «Первая помощь».

    Работа в рабочей тетради.

    Работа по учебнику.

    Работа с таблицей

    Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Обращает внимание на вопросы гигиены и здорового образа жизни (соблюдение правил техники безопасности и поведения). Рассказ учителя должен сопровождаться иллюстрациями вывихов, переломов, растяжений. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует обучающихся на исследование проблемной ситуации:

    — Из курса ОБЖ вам известно о том, какую доврачебную помощь оказывают при травмах. Давайте вспомним. У вас есть 1 минута для того, чтобы вспомнить, какие меры необходимо предпринять. (Если перелом открытый, в первую очередь необходимо остановить кровотечение. Далее надо уменьшить боль, наложив рядом с переломом холодный компресс, обеспечить неподвижность поврежденных органов и частей тела. Перед транспортировкой подготовить пострадавшего.)

    — При любых видах травм возникает боль. Поэтому только на основании появления боли нет возможности различить вид травмы. Как же установить вид травмы: вывих это, растяжение или перелом? (При переломе может деформироваться кость, вообще не можешь пошевелить конечностью; при вывихах и растяжениях чаще всего болит область сустава.)

    — Заполните таблицу:

    КАК РАСПОЗНАТЬ ТРАВМУ

    Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия.

    Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель).

    Заполняют таблицу.

    Тренируются накладывать шины, перебинтовывать поврежденную конечность

    Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию

    Устные ответы на вопросы учителя

    Перелом

    Вывих

    Растяжение

         

    — Используя текст учебника и ЭОР, заполните таблицу.

    Контролирует выполнение работы. Осуществляет выборочный контроль. Организует коллективную проверку выполнения упражнения (см. Ресурсный материал к уроку).

    — Назовите причины травматизма среди детей. (На улице: упал, когда катался на велосипеде. В школе: толкнули — упал; не соблюдал технику безопасности на уроках физической культуры.)

    — Среди видов детского травматизма на первом месте стоит бытовой травматизм, на втором — уличный, на третьем — школьный. Первая причина — пренебрежение правилами техники безопасности из-за стремления сэкономить свои силы и выиграть время. Перебегая дорогу в неположенном месте или на красный свет светофора для пешеходов, можно оступиться, упасть, может задеть или сбить машина. Вторая причина травматизма — повышенная двигательная активность. Это биологическая потребность детского организма в движении. Однако бег на переменах, возня, подножки приводят к различным травмам. Удары об угол батареи или подоконника во многих случаях заканчиваются ушибами головы, вывихами плечевого, локтевого суставов, переломами конечностей. Третья причина травм среди подростков связана с недостаточной внимательностью. Увлекшись игрой, учащийся может сбить с ног товарища, толкнуть преподавателя, споткнуться сам и поранить других. Нередко переломы или вывихи конечностей происходят во время уроков физкультуры. Играете ли вы в волейбол или баскетбол, необходимо соблюдать правила игры, не толкаться и не ставить подножки.

    Далее учитель организует работу обучающихся с иллюстрациями, на которых изображены виды травм и оказание ПМП. Показывает, как необходимо накладывать шину, как обеспечить неподвижность сломанной конечности. Указывает на необходимость наложения холодного компресса

    IV. Первичное закрепление изученного материала.

    Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

    Лабораторная работа «Измерение массы и роста своего организма»

    Учитель подготавливает таблицу соотношения роста и массы тела подростков, приводит статистические данные о средних показателях. Устанавливает осознанность восприятия, проводит первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о необходимости соблюдения правил техники безопасности на уроках физической культуры, о необходимости уметь применять правила первой помощи при вывихах, переломах

    Измеряют массу своего организма, свой рост

    Делают выводы на основе наблюдений

    Выполнение заданий

    V. Рефлексия учебной деятельности

    Фронтальная работа

    — Что нового вы узнали на уроке?

    — Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

    Отвечают на вопросы

    Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию

    Устные ответы

    VI. Подведение итогов.

    Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции

    Обобщающая беседа

    Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки

    Осуществляют самоанализ деятельности

    Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами

    Устные ответы

    Домашнее задание

    Прочитать записи по тетради

    Записывают задание

    Читают задание. Задают уточняющие вопросы

    Наблюдение

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Источники:

    1. Артроз, артрит. Лечение и профилактика. — М. : Газетный мир, 2011. — 160 c.
    2. Трухан, Д. И. Внутренние болезни. Кардиология. Ревматология / Д. И. Трухан, И. А. Викторова. — М. : Медицинское информационное агентство, 2013. — 376 c.
    Первая помощь при растяжении связок вывихах суставов
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here